Главная страницаПравительственный портал
 
УКР | ENG | РУС
 
 
 

Аерокосмічний портал України
Нацдержслужби України
Урядова телефонна лінія

Станислав Конюхов: Человек, который живет световыми годами
 


Николай Нечипоренко,
"Голос Украины"


Станислав Николаевич Конюхов родился 12 апреля. Случайно так произошло или нет, что намного позже этот день в мировых календарях будет обозначаться как Международный день космонавтики, а Конюхов, также по мировым меркам, станет ведущим конструктором космической техники, судить не нам. Жизнь каждого, может, и на самом деле наперед пишется некими высшими силами на небесах, но свершается и реализуется только тяжкими и праведными трудами каждым на земле. И это уже от каждого из нас зависит, как сумеем распорядиться тем, что предначертано на веку.
Украинцы Николай Кибальчич и Юрий Кондратюк, а также россиянин Константин Циолковский, каждый из этих трех гениальных изобретателей, в свое время побывали в городе, именуемом сегодня Днепропетровском. И, в частности, на его Монастырском острове, который словно соединен невидимой аурой с космической бездной и ее вселенским разумом и черпает из них неземную энергию
Янгель – Уткин - Конюхов
Станислав Конюхов вырос в Днепропетровске. И Комсомольский остров — а именно так переименовали в советские времена древний Монастырский — был в школьные годы его любимым местом.
А когда уже заканчивал школу, узнал, что в Днепропетровском госуниверситете открыли как раз новый факультет — физико-технический. Факультет этот афишировали-то широко тогда, но не объясняли толком, кого он готовит. Пугали, что поступить на него очень и очень сложно. Отец у Станислава был военным юристом, он и внес во все ясность. Уже несколько лет в Днепропетровске работает секретное и особое конструкторское бюро, создающее боевые и космические ракеты и даже искусственные спутники Земли. До сих пор в это бюро набирали выпускников исключительно знаменитых технических и авиационных вузов Москвы, Ленинграда, Киева и Саратова. Станислав тут же заявил отцу, что будет поступать только на физтех.
И вот теперь уже сорок пятый год исполняется, как работает он в КБ “Южное”. Судьба распорядилась так, что сразу стал учеником и первого главного конструктора КБ Михаила Янгеля, и одновременно Владимира Уткина, позже сменившего на посту главного Янгеля. Дело в том, что КБ как раз получило задание создавать стратегические ракеты средней дальности, и Янгель лично отбирал всех до одного претендентов в группы ведущих конструкторов этих будущих ракет. Неожиданно обратил внимание и на совсем молодого Конюхова. Распределил его в отдел, возглавляемый тогда Уткиным. Говорили, что Конюхову невероятно повезло. Подобное везение случается, дескать, раз в жизни. Но не отрицают и поныне того, что Михаил Янгель, потомок украинца-бунтаря из Черниговской губернии, которого запроторили на каторгу в Сибирь, практически не ошибался в людях и угадывал самых толковых среди них. Но как бы там ни было, а последние годы КБ “Южное” возглавляет именно Станислав Конюхов. Он стал третьим за всю историю, после Янгеля и Уткина, его главным конструктором - теперь генеральным.
Кремль против Луны
Карьера Конюхова в уникальном КБ удивительна тем, что ему действительно пришлось пройти свой путь от чертежной доски, ни разу не разминувшись с самыми сложными заданиями, над которыми работал этот коллектив. Сразу после того, как, по сути, еще начинающий инженер-конструктор Конюхов завершил свое участие в испытаниях первой “южмашевской” баллистической ракеты стратегического назначения, его назначают ведущим конструктором по разработке нового сверхмощного ракетоносителя сугубо космического назначения. Это было нечто исключительное и невероятное! Ведь поступил заказ на создание ракеты, которая способна выносить за пределы земного тяготения “груз” весом не менее 40 тонн. Как позже стало известно, в тогдашнем Советском Союзе собирались осуществить полет на Луну раньше, чем американцы. Для этого в Днепропетровске и разрабатывалась “спецмашина” - Р-56. Но вскоре от идеи лететь на Луну в последний момент в Кремле отказались.
Разочарование Конюхова было велико. Однако новые задания быстро заставили забыть о несбывшихся надеждах...
Поскольку уже два поколения ракетных комплексов стратегического назначения находились на продолжительном боевом дежурстве, военные от них потребовали максимальной надежности и возможности обеспечивать и контролировать эту надежность. Для этого в КБ “Южное”, едва ли не впервые для аналогичных засекреченных “мастерских чудес”, основали так называемую службу надежности главных разработчиков ракетных комплексов. Возглавить же ее доверили Станиславу Конюхову. С задачей он справился блестяще. Кстати, проблемы надежности боевых ракет - это была тема и диссертации Станислава Николаевича.
А тем временем конструкторское бюро “Южное” вместе с Южным машиностроительным заводом разворачивало выпуск боевых ракет третьего поколения - с двигателями на жидком топливе. Которые, по замыслу, должны были взлетать по принципу “минометных” залпов с транспортно-пусковых контейнеров. Например, с движущихся железнодорожных платформ. Так вот, как разработкой этих железнодорожных пусковых контейнеров, так и испытаниями “выбрасывания” с них ракет занялся специально созданный отдел, начальником которого был назначен Конюхов.
В те годы в Советском Союзе действовало уже несколько подобных ракетных КБ. Одно из них раньше пыталось создать аналогичные контейнеры, но ничего у него, не получилось. И потом там были страшно поражены, что коллектив “какого-то” Конюхова справился с заданием. Да так, что его идеи и разработки сразу же стали классикой боевого ракетостроения. А мы теперь, забегая наперед, едва ли не впервые скажем больше: именно из этого научно-практического достижения зародилась позже идея “морских” и “воздушных” (то есть с крупных плавучих океанских барж и мощных самолетов в полетах) пусков сугубо космических ракетоносителей.
Четвертое поколение
Между тем Днепропетровск создал и ядерные боевые твердотопливные ракетные комплексы четвертого поколения. До сих пор считающиеся непревзойденными среди всех когда-либо созданных на нашей планете человечеством. Это и те межконтинентальные баллистические ракеты, которые получили название “Сатана”. И действительно, эти ракеты настолько страшные, что сразу же возникла необходимость обеспечения их неуязвимости как в пусковых механизмах, так и в полетах. Заместителем начальника данного проекта как раз по вопросам защищенности новых ракет и был Станислав Николаевич Конюхов. Что обернулось в скором времени его участием в освоении экологически приемлемых низкокипящих компонентов ракетного топлива и разработке знаменитого нынче ракетоносителя “Зенит”.
Наконец случилось так, что Станислав Николаевич был причастен и к проектированию целого ряда космических аппаратов - искусственных спутников Земли. Прежде всего, предназначенных для исследования и изучения природных ресурсов Земли, а также Солнца и механизмов его энергетических связей с нашей планетой. Это произошло потому, что тот, кто до сих пор “курировал” здесь разработку подобных проектов, оказался на должности главного конструктора самостоятельного КБ в Москве.
И то, что, в конце концов, КБ “Южное” возглавил Конюхов, вполне закономерно и справедливо. Рассказывают, что зачинатель ракетно-конструкторского КБ “Южное” Михаил Янгель был человеком горячим и неспокойным, со множеством идей, реализации которых нетерпеливо добивался от коллектива немедленно. Владимир же Уткин отличался тем, что с первого раза никогда не торопился принимать решения, всегда много и долго взвешивал, вынашивал и обдумывал, прежде чем раз “отрезать”. Станислав Конюхов от обоих унаследовал и каким-то образом соединил эти их лучшие черты. Берет ответственность на себя, однако намного сильнее, чем его учителя, ценит и воспринимает мнения других конструкторов.
Спаситель
Конюхову пришлось возглавить КБ в самое сложное и почти драматическое время. Как раз десять с лишним лет назад фактически решалось, быть или не быть КБ “Южное”. Собственных космических программ Украина не имела - так для чего тогда оно? И это Станислава Николаевича надо благодарить, что КБ сохранилось. То, что ракетно-космический потенциал Украины сегодня явно не последний на планете и довольно уверенно проник в мировые космические программы, причем самые передовые, - заслуга исключительно Станислава Николаевича Конюхова и его коллектива. Как и в том, что теперь есть немалый спрос и запросы на наши ракетно-пусковые услуги. А чего-то более, совершенного, чем космические технологии, в мире сейчас нет.
Не станем в очередной раз напоминать об участии украинских “Зенитов” в реализации глобальной международной программы “Морской старт”, ведь на очереди - следующая, связанная с созданием межконтинентальных спутниковых систем связи и телевидения. Предложенный нами для этого модернизированный ракетоноситель “Циклон” один из немногих способен выносить сегодня космические аппараты на необходимые геостационарные орбиты со значительным энергетическим выигрышем. Особые перспективы в этом отношении открываются в связи со строительством приэкваториального космодрома Алькантара в Бразилии. Он фактически и строится для запусков околоземных спутников связи ракетоносителями “Циклон”.
Дар же предвидения, которым обладает Конюхов, проявил себя и тогда, когда по его инициативе снятые с боевого дежурства межконтинентальные ракеты СС-18 КБ “Южное” начало “переоборудовать” под вполне мирные и экономически выгодные ракетоносители “Днепр”. Которые в рамках международной корпорации “Космотрас” уже вывели на околоземные орбиты спутники нескольких государств — Великобритании, Италии, Саудовской Аравии, Малайзии и других. Дело в том, что нынче вновь возвращаются времена “малых” космических аппаратов. А лучшей, чем “Днепр”, для них ракеты пока не найти.
Мало еще кто знает, что украинское КБ во главе со Станиславом Конюховым для “повторной эры малых аппаратов” подготовило принципиально новую ракетомашину “Маяк”, за которой, есть все надежды, большое будущее. Недорогая, безопасная и экологически чистая, она в перспективе имеет шансы вывести в космическое пространство не одну сотню микроспутников.
Наконец, непревзойденной стала ныне система авиационно-космического ракетного комплекса - “воздушного старта”, как он назывался раньше. Более того, Конюхов добился, чтобы КБ до логического завершения довело свою же старую идею. Он еще и увидел ее в сугубо отечественном варианте воплощения. С использованием знаменитого нашего антоновского самолета “Руслан”, авиационных пусковых аппаратов и наземных комплексов собственного производства, не говоря уже, что и ракет, ясное дело, собственных. А это и подавно актуально и перспективно для Украины, не имеющей своего наземного космодрома.
Так можно ли найти большего, чем Станислав Конюхов, патриота своей страны?! И первый украинский спутник “Сич”, и следующий “Сич-1М”, уже созданный в Днепропетровске, - это спутники зондирования недр и поверхности земного шара, а также наблюдения за процессами, происходящими в его атмосфере. Следовательно, преследуют цель служить интересам природопользования, охраны окружающей среды и экологического мониторинга. Но знаете ли вы, что на этих злободневных для человечества направлениях использования космического пространства КБ “Южное” осталось сегодня едва ли не единственным, кому принадлежат здесь самые прочные позиции? Не случайно поэтому Станислав Конюхов добился, чтобы оно разрабатывало и будущую экспериментальную космическую программу “Предупреждение”. Для отслеживания всего, что происходит на нашей грешной земле, и предотвращения любых природных аномалий, катаклизмов и катастроф, стихийных бедствий, в том числе и разрушительных буранов, потопов и землетрясений. Станислав Николаевич не сомневается, что спрос на реализацию подобной программы будет. Не может не быть. Ведь мы все обречены оставаться на своей голубой планете.
И не верить ему, доктору технических наук и профессору, академику как Национальной академии наук, так и всех международных и всемирных, связанных с астронавтикой и освоением космоса, а также современными инженерно-конструкторскими технологиями, автору более 240 монографий, других научных трудов и изобретений, мы не можем. Ведь он из тех немногих среди нас, кто опережает время десятилетиями и столетиями - световыми, как говорят астрономы, годами, то есть расстояниями, которые свет со скоростью триста тысяч километров в секунду преодолевает за земной год. Мы с вами с ним живем.
 
11/26/2018: Колегія Державного космічного агентства України підвела підсумки діяльності підприємств галузі за 9 місяців 2018 року

11/21/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Вега»

11/19/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Антарес»