Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"

В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас

Бразильский пусковой центр "Алкантара"

Павленко Л. Я.
ГКБ "Южное"
для "СПЕЙС-ИНФОРМ"

Бразилия входит в число государств, которые конкурируют на мировом рынке космических коммерческих запусков. В 1979 г. по предложению Бразильского комитета по космической деятельности (COBAE) была принята программа космических исследований. Для запуска зондирующих исследовательских ракет успешно использовался небольшой полигон Barreria do Inferno.
Федеральное правительство Бразилии санкционировало разработку космической программы, включающей спутники, ракеты-носители (РН) и космические центры и получившей название миссия MECB. В рамках этой миссии разработка спутников и наземного сегмента была поручена институту космических исследований INPE, а разработка РН, пусковых установок и стартовых комплексов - институту аэронавтики и космоса (IAE) при Министерстве Воздушного Флота (МВФ).

История создания центра

В процессе реализации миссии MECB стало очевидно, что существующий полигон Barreria do Inferno, несмотря на выгодное расположение, имеет целый ряд ограничений по запуску РН тяжелого класса. Поэтому МВФ вышло к Федеральному правительству Бразилии с предложением о создании космического пускового центра. После взвешенной оценки возможных мест была выбрана территория в 2200 км северо-западнее Рио-де-Жанейро в мало населенной местности. В 1982 г. был разработан проект космического центра “Алкантара” ( СЕА ). Строительство центра началось в 1983 г. Почти 300 млн. дол. потрачено на создание необходимой инфраструктуры. Официальное открытие СЕА состоялось в феврале 1990 г.
Космический центр “Алкантара” расположен в штате Марангао. Он занимает площадь 620 кв.км, ограниченную с севера и востока Атлантическим океаном. Климатические условия в районе размещения СЕА весьма благоприятны: безоблачная сухая погода на протяжении большей части года, со среднегодовой температурой 26 град С, четко выраженный период тропических ливней, устойчивая роза ветров, сила которых не выходит за пределы допустимого для запуска ракет.
В космическом центре “Алкантара” размещены стартовые комплексы твердотопливных исследовательских высотных ракет со стартовой массой до 10 т. С 1989 г. осуществлено 256 успешных запусков метеорологических и зондирующих ракет. В 1994г. совместно с НАСА был проведен запуск 36 ракет с целью исследования средних и верхних слоев атмосферы. Эти успешные запуски укрепили статус центра “Алкантара”, увеличили его шанс стать участником международных программ.
В Бразилии было принято решение об исследовании возможностей коммерциализации центра “Алкантара”. С этой целью 1 ноября 1996 г. было официально подписано соглашение между МВФ, бразильским космическим агентством AEB и бразильской компанией INFRAERO. Согласно этому соглашению, компания INFRAERO осуществляет руководство, маркетинг и развитие инфраструктуры аэропортов Бразилии и космического центра “Алкантара”. Эта компания уполномочена предоставлять концессии для использования зон, расположенных на территории центра “Алкантара”, в качестве стартовых площадок национальными и иностранными корпорациями. Компания INFRAERO занимается также вопросами продажи целого ряда услуг, предоставляемых центром “Алкантара” по запуску космических РН и выведения космических аппаратов в мирных целях. Для практической реализации всех задач компания INFRAERO создала в мае 1997г. “Департамент по развитию аэрокосмической деятельности”, который имеет свои учреждения в Сан-Луисе и Алкантаре.
Кроме стартовых комплексов исследовательских ракет, космический центр “Алкантара” располагает стартовой позицией для запуска бразильской четырехступенчатой твердотопливной РН VLS-1 со стартовой массой 50 т. Первый старт РН VLS-1 состоялся 2 ноября 1997г., но закончился аварией из-за отказа одного из четырех ускорителей. 11 декабря 1999 г. потерпела аварию вторая бразильская РН VLS-1 в связи с неисправностью двигателя второй ступени. Несмотря на аварии, в настоящее время институт IAE продолжает разработку РН VLS-1. Космическое агентство AEB инициировало разработку нового носителя VLS-2 для выведения на орбиту спутников среднего класса массой до 1 т.
Компания INFRAERO и агентство AEB подготовили необходимое законодательство для проведения коммерческих запусков. Полностью решена проблема переселения местного населения.

Структура центра

Схема размещения космического центра “Алкантара” представлена на рисунке.

Из схемы видно, что все объекты космического центра “Алкантара” простираются вдоль береговой линии северо-восточной Бразилии, легко доступны с моря и воздуха.
Вся территория СЕА поделена на следующие зоны:
ZGP- зона для РН тяжелого класса;
ZCR- зона для РН на криогенном топливе;
ZMS- зона твердотопливных ракет среднего класса;
ZCO- зона оперативного управления;
ZPS- зона для твердотопливных РН малого класса;
ZAR- зона аэропорта;
ZPO- зона морского порта;
ZRI- промышленная зона.
Территория космодрома “Алкантара” позволяет разместить девять стартовых площадок.
Инфраструктура космического центра “Алкантара” включает в себя:
1. Центр управления полетом (ЦУП).
2. Радиолокационную систему.
3. Телеметрическую систему.
4. Систему обработки данных.
5. Метеорологическую систему.
6. Сооружения для хранения, сборки и испытаний ступеней РН и малых КА.
7. Дистанционную связь.
8. Морской порт.
9. Аэропорт.
10. Жилые дома для пусковой команды.
11. Вспомогательные службы.
Радиолокационная система предназначена для обнаружения и сопровождения РН. Это осуществляется радиолокационными станциями (РС) ADDOUR и ATLAS. РС ADOUR осуществляет обнаружение и сопровождение РН на начальном этапе ее траектории полета, далее передает эти функции РС ATLAS, которая обеспечивает траектографию РН с прецессией углового слежения 0,1 град.
Телеметрическая система принимает сигналы, отправленные телеаппаратурой с борта РН и КА, обрабатывает их в реальном масштабе времени и записывает их на магнитные носители для последующего анализа. Антенны телеметрической системы работают в диапазоне частот S и P.
Назначение системы обработки данных:
- получение и запись информации, предоставляемой радиолокационной и телеметрической системами в реальном масштабе времени;
- обработка данных по радиолокационной траектографии;
- декодировка информации.
Обработка данных осуществляется рабочими станциями RISC(2), DEC ALPHA 400.
Метеорологическая система предназначена для метеорологических наблюдений на высоте и на поверхности Земли. В состав этой системы входят: метеорологическая станция для наблюдения на высоте, метеорологическая станция для наблюдения поверхности и лаборатория анализа и прогноза погоды.
Дистанционная связь предназначена для двунаправленной передачи речевых сообщений, данных, телеграфных сообщений, видеосообщений, сигнализации и дистанционного управления.
Сборка изделий производится в здании технического центра с чистыми помещениями класса 100000, а подготовка к пуску - в подвижной башне обслуживания.
Доставка ступеней РН, спутников и оборудования в космический центр “Алкантара” производится воздушным и водным путем. Центр “Алкантара” расположен вблизи г. Сан-Луис, который обслуживается аэропортом и двумя морскими портами: Итакуи и Мадейра Пойнт. Порт Итакуи может принимать суда грузоподъемностью 150000 т, а порт Мадейра Пойнт - до 380000 т. В обоих портах есть краны грузоподъемностью свыше 110 т. Аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу размерами 2600х45 м.
Бразильское правительство прикладывало максимум усилий по превращению центра “Алкантара” в международный космопорт. Эти усилия получили поддержку в апреле 2000 г., когда Бразилия и США подписали соглашение, разрешающее американским компаниям запускать телекоммуникационные спутники и КА дистанционного зондирования Земли с космодрома “Алкантара”. По этому соглашению Бразилия обязалась предоставить американским клиентам гарантии, что их технологии не будут переданы в другие страны. Если это соглашение будет реализовано, то Бразилия сможет заработать на этом до 30 млн. дол. в год. Однако Конгресс Бразилии не спешит ратифицировать это соглашение. Бразильские парламентарии опасаются, что США , если захотят, смогут запускать с “Алкантары” разведывательные спутники, направленные против стран, с которыми Бразилия поддерживает дипломатические отношения. Несмотря на это, правительство надеется, что к началу 2002 г. соглашение с США будет ратифицировано и Бразилия получит доступ к американскому рынку.
В ноябре 1999 г. Бразилия подписала соглашение с Украиной, предполагающее создание консорциума с участием итальянской компании Fiat Avio. По этому соглашению консорциум получал право использовать украинские трехступенчатые РН “Циклон-4” для запуска из центра “Алкантара” до 60 спутников в ближайшие пять лет, начиная с 2001г. Однако из-за недостатка финансирования этот консорциум так и не был создан.

Преимущества центра

Космический центр “Алкантара” имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими космодромами.
1. Основным его преимуществом является близость к экватору. Он расположен в районе с координатами 2 град 17 мин ю.ш. и 44 град 23 мин в.д. Использование космодрома “Алкантара” чрезвычайно выгодно для выведения спутников на приэкваториальные орбиты, по сравнению с космическими центрами, расположенными в более высоких широтах. Близость этого космодрома к экватору позволяет ракетам-носителям выводить на геопереходную орбиту более тяжелый полезный, чем при старте из других мест. Так, например, по оценкам бразильских специалистов, запуск из “Алкантары” примерно на 30 % эффективнее пуска с мыса Канаверал, расположенного под 28 град с.ш. Кроме того, при запуске в северо-восточном направлении трасса полета будет пролегать над джунглями или океаном. В случае аварии, обломки ракеты не упадут на густонаселенные районы.
2. Космодром “Алкантара” может предоставить заказчикам широкий диапазон азимута пусков: от 343 град западной долготы до 90 град восточной долготы. Он обеспечивает возможность запуска спутников и на орбиты с гораздо большим наклонением, в т.ч. на приполярные.
3. Благоприятные климатические условия и низкая плотность населения в этом районе.
4. Доступность доставки РН, КА и оборудования морским и воздушным путем, благодаря наличию аэропорта и морских портов.
5. После ратификации бразильским Конгрессом соглашения с США из 18 имеющихся в мире космодромов только космический центр “Алкантара” будет иметь право на РН и КА американского производства.

Перспективы центра

Правительство Бразилии рассчитывает на активное коммерческое использование космодрома “Алкантара”. В октябре 2001г. в г. Киеве прошли переговоры между украинским и бразильским космическими агентствами на предмет подписания соглашения о создании совместного предприятия (СП). Целью этого СП является использование украинских РН “Циклон-4” для запуска КА с бразильского космодрома “Алкантара”. Ожидается, что с украинской стороны в СП войдут ГКБ “Южное” и ПО “Южмаш” (г. Днепропетровск), а с бразильской стороны - три компании названия которых пока не разглашаются. Не исключено, что в дальнейшем в СП смогут принять участие частные инвесторы.
Ожидается, что Соглашение о создании СП будет подписано во время визита в Украину президента Бразилии Фернандо Энрике Кардозы в январе 2002 г. По заявлению посла Бразилии в Украине - господина Мораеса, при успешной реализации всех договоренностей, коммерческие запуски в рамках СП могут начаться через 2 –3 года.
Бразилия очень заинтересована в коммерческом использовании космодрома “Алкантара” и стремится расширить его возможности для работы как с отечественными, так и с зарубежными РН и КА сверхлегкого и легкого классов. Для того, чтобы космодром “Алкантара” соответствовал требованиям потенциальных заказчиков, планируется провести следующие работы:
1. Построить станцию спутниковой связи.
2. Совершенствовать ЦУП и систему сопровождения.
3. Усовершенствовать сборочные сооружения, расширить инфраструктуру.
4. Наладить и/или производство жидких ракетных топлив.
5. Привести таможенные правила в соответствие с международными нормами космического права.
6. Построить наземные сооружения для работы с ракетами-носителями VLS-2.
7. Провести исследования воздействия этого космодрома на окружающую среду.
Для создания коммерческой инфраструктуры на космодроме “Алкантара” и предоставление услуг на международном рынке запусков спутников в начале 2001 г. была создана компания Brazil Space Launches.
Правительство Бразилии надеется, что в будущем с космодрома “Алкантара” будет осуществляться до 20% всех коммерческих запусков спутников связи, предназначенных для создания глобальных телекоммуникационных сетей.

.