Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
  Страницы истории
   
 
55-й годовщине полета в космос Ю.А. Гагарина и 60-й годовщине образования КБ-7 Главного конструктора С.П. Парнякова посвящается
О тех, кто на планете Земля проложил азимутальное направление для запуска первого в истории космического корабля-спутника с человеком на борту.


55-й годовщине полета Юрия Алексеевича Гагарина в орбитальный Космос
и
60-й годовщине образования специализированного конструкторского бюро КБ-7 Главного конструктора Парнякова Серафима Платоновича
посвящается


Опанасенко В.Г., ветеран КБ-7 (с 1960-го года), ветеран космодрома Байконур (по совместительству), заслуженный машиностроитель Украины.


30 марта 2016 года на территории киевского завода «Арсенал» торжественно была отмечена 60-я годовщина образования специализированного КБ-7 в структуре Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) этого прославленного в прошлом столетии завода. КБ-7 было образовано в соответствии с приказом от 30 марта 1956 года №126 Министра оборонной промышленности СССР Устинова Дмитрия Федоровича (1908-1984). Тем же приказом начальником и главным конструктором КБ-7 был назначен Парняков Серафим Платонович (1913-1987).

Ныне на стене одного из корпусов завода, где находился рабочий кабинет Парнякова С.П. с 1973-го года до ухода из жизни, установлена мемориальная доска, как знак памяти о многолетней творческой и заслуженно признанной деятельности Главного конструктора. На заводской аллее памяти и почета установлен фотостенд, на котором запечатлены 7 почетных арсенальцев – Героев Социалистического Труда. В их числе : указанный выше незаурядный Главный конструктор Парняков С.П. и сборщик оптик-механик бывшего цеха №9 Филиппов Виктор Петрович (1927-1995). Их имена и сегодня остаются в памяти уже немногих здравствующих ветеранов завода и ЦКБ, нынешнему поколению Украины они, к сожалению, малоизвестны.

Благодаря техническому интеллекту первого из них, пролетарской смекалке и самоотверженности второго, стало возможным задание азимутального направления запуска первого в мире орбитального космического корабля-спутника (ККС) с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным (1934-1968) ...

Этот одновитковый полет был запланирован и осуществлен 12 апреля 1961г. со стартовой площадки №1 секретного испытательного ракетного полигона в/ч 11284 Минобороны СССР в полупустынных степях Казахстана с использованием 3-х ступенчатой ракеты 8К72. В энциклопедию «КОСМОНАВТИКА» [ 1 ] эта ракета и ККС вошли под названиями «Восток» ...

* Ракета 8К72 была разработана на базе первой в мире 2-х ступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (войсковой индекс 8К71) в подмосковном ОКБ-1 под руководством Главного конструктора Королева Сергея Павловича (1907-1966, уроженец Житомира).

* Маршевые жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) для первых и вторых ступеней ракет Р-7 и 8К72 были разработаны в подмосковном ОКБ-456 под руководством Главного конструктора Глушко Валентина Петровича (1908-1989, уроженец Одессы).

Двух талантливых уроженцев Украины профессиональная судьба свела в стенах первого в мире московского Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ, впоследствии НИИ-3) еще в 30-х годах прошлого столетия. С тех пор они стали многолетними соратниками, хотя и не всегда были единомышленниками. В частности, известны расхождения их в начале 1962-го года по результатам рассмотрения эскизного проекта ракеты-носителя сверхтяжелого класса Н-1 (11К52), связанные с энергетическим обоснованием возможностей этого уникального носителя с учетом применения существующих на тот момент ЖРД на жидком кислороде [ 2 ].

* Бортовая аппаратура автономной инерциальной системы управления полетом ракет 8К71 и 8К72 по курсу, крену и тангажу была разработана в подмосковном НИИ-885 на основе гироскопических вертикантов (ГВ) под руководством Главного конструктора Пилюгина Николая Алексеевича (1908-1982). Разработка самих ГВ была выполнена в московском НИИ-10 под руководством Главного конструктора Кузнецова Виктора Ивановича (1913-1991). ГВ имели механизм разворота относительно вертикальной оси с ручным приводом для азимутальной ориентации ГВ перед пуском ракеты.

* Бортовая и наземная аппаратура управления полетом этих ракет по дальности была разработана под руководством Главного конструктора Рязанского Михаила Сергеевича (1909-1987) того же подмосковного НИИ-885.

* Стартово-пусковая система (СПС) для пуска ракеты, комплекс наземного оборудования для предпускового обслуживания и заправки ракеты компонентами топлива были разработаны под руководством Главного конструктора Бармина Владимира Павловича (1913-1993) в московском ГСКБ «Спецмаш».

Все они были объединены энергией и целеустремленностью С.П. Королева, стали его соратниками с 1947-го года в процессе разработки, испытаний и создания первой отечественной управляемой баллистической ракеты дальнего действия Р-1 (8А11) – первенца отечественного ракетостроения на промышленной основе. По существу она была воспроизведением ракеты А-4 (Фау-2) разработки «немецкого ракетного барона» Вернера фон Брауна (1912-1977) [ 1 ] – Р-1 изготавливалась серийно по отечественным технологиям, стандартам и из отечественных материалов [ 2 ] ...

При разработке ракеты Р-7 у Королева С.П. возникла серьезная техническая проблемная задача, связанная с необходимостью обеспечения требуемой точности наведения (попадания) ракеты на объект потенциального противника по азимуту (!). Для обеспечения азимутальной точности наведения Р-7 при пусках на межконтинентальную дальность потребовалась предстартовая азимутальная ориентация (прицеливание) ГВ ракеты Р-7 относительно истинного меридиана Земли с использованием внешних (наземных) технических средств (!). За решение такой задачи по предварительно разосланному техническому заданию в стране не соглашались взяться ни в одном авторитетном НИИ или КБ оборонного ведомства. Имея многолетний опыт работы на оптико-механических предприятиях страны в предвоенные и военные годы, будучи впоследствии 10 лет начальником Центральной заводской лаборатории киевского «Арсенала», Парняков С.П. на расширенном совещании 29 марта 1956-го года у Министра Устинова Д.Ф. с участием Королева С.П. заявил о возможности и согласии решить эту задачу. Свои соображения по решению этой задачи Парняков С.П. изложил кулуарно, результатом того совещания и было назначение его начальником и главным конструктором образованного для этих целей КБ-7 ...

Будучи опытным и незаурядным специалистом в области оптики и оптического приборостроения, для выполнения требований технического задания подмосковного ОКБ-1 Парняков С.П. предложил оригинальное техническое решение для прицеливания ракет типа Р-7, которое было признано изобретением с выдачей ему авторского свидетельства № 18246 от 15.04.1958г. в классе F41G 7/12 – это был способ прицеливания баллистических ракет и приборная инструментовка для его реализации. На основе предложенного технического решения в КБ-7 были разработаны визуальные приборы системы прицеливания под шифром 8Ш15, изготовлены в цехах завода «Арсенал», своевременно поставлены на стартовую площадку №1 испытательного полигона в/ч 11284, приборы обеспечивали испытательные пуски ракет Р-7 (8К71) по заданным азимутальным направлениям, начиная с мая 1957-го года …

Сущность прицеливания ракеты Р-7 приборами 8Ш15 заключалась в следующем (см. графическую схему ниже). На стартовой позиции фиксировалось исходное геодезическое направление (ИГН), азимут которого определялся заблаговременно известными в геодезии методами. Фиксация ИГН обеспечивалась стационарной установкой «базового» коллиматора за пределами поворотного стола СПС. С использованием теодолита оператор передавал ИГН на «опорный» коллиматор (с визирными марками на его трубе), который устанавливался стационарно на поворотном столе СПС. С использованием специального переносного «нижнего» прибора прицеливания другой оператор путем визуальной «привязки» к визирным маркам «опорного» коллиматора «переносил» ИГН на уровень установки ГВ на 2-й ступени ракеты. «Нижний» прибор прицеливания имел две параллельно расположенные оптические визирные трубы в едином корпусе и закрепленные на горизонтируемом низке. Одна труба зрительная двойного изображения с двумя объективами и бизеркалом для оптической связи с визирными марками «опорного» коллиматора, а вторая автоколлимационная имела оптическую связь с контрольным плоским зеркалом в оправе, закрепляемом на корпусе ГВ. Заключительной была операция азимутального разворота и «привязки» ГВ с использованием автоколлимационной трубы «нижнего» прибора прицеливания. Все операции выполнялись операторами при наличии шлемофонной связи между ними. Значение азимута ИГН вводилось в полетное задание ракеты посредством бортовых технических средств (запоминающих устройств) контура системы управления полетом ракеты по азимутальному курсу.

Как известно, маршевые двигатели первых двух ступеней ракет Р-7 (8К71) работали с использованием низкокипящего (криогенного) компонента топлива жидкого кислорода, который использовался в качестве окислителя по отношению ко второму углеводородному компотенту керосину. Процесс заправки окислителем ракеты, установленной на поворотном столе в объятиях СПС (см. ниже), сопровождался технологическим дренажем истечением «шлейфов» паров жидкого кислорода через дренажные клапаны заправочных баков ракеты. Эти «шлейфы» рассеивались в любых направлениях под воздействием ветра в виде «молочного облака», которое в обиходе разработчиков и испытателей ракеты Р-7 называлось «фатоморгана». Кроме того, вокруг корпуса (в зонах заправленных кислородных баков) и с учетом радиально меняющейся односторонней солнечной радиации в светлое время суток, возникают резкие перепады температуры с изменениями плотности воздузха, что вызывало особое известное физическое явление под названием «рефракция» искривление направле-ния светового луча. Перечисленные факторы дали о себе знать и были впервые прочувствованы при испытаниях ракет Р-7 на стартовой площадке №1 при выполнении штатных операций по прицеливанию этих ракет с использованием визуальных приборов прицеливания 8Ш15 с участием разработчиков этих приборов. «Рефракция» и «фатоморгана» мешали выполнению штатных визуальных операций и влияли на точность прицеливания ракеты.

Опыт негативного влияния указанных выше факторов при испытаниях ракет Р-7 был учтен при разработке аналогичных приборов прицеливания системы 8Ш19 для 3-х ступенчатой ракеты 8К72, которая по замыслам С.П. Королева планировалась для запуска ККС с человеком на борту и для других космических целей. ...

Приборы системы 8Ш19 были разработаны в КБ-7 на основе приборов системы 8Ш15 : на зрительной трубе «нижнего» прибора прицеливания были дополнительно установлены визирные марки, были предусмотрены «верхний» прибор прицеливания для ГВ 3-й ступени ракеты и 2-х секционный термоизолирующий светопровод (СВ). Секции СВ конструктивно были выполнены в виде 2-х стенной трубы из листового дюралюминиевого сплава, наклонная секция по форме приплюснутого эллипса с переменным сечением по всей длине секции. С внутренней стороны обе секции покрывались термоизолирующи материалом. Новая материальная часть системы 8Ш19 была изготовлена и поставлена на стартовую площадку №1 полигона.

Графическая схема взаимного расположения приборов системы 8Ш19 и СВ в составе ракетно-космического комплекса представлена выше (гриф секретности снят в 1990-м году) – вертикальная секция СВ условно не показана. Для прицеливания ГВ на 3-й ступени ракеты использовался переносной «верхний» прибор прицеливания, который имел оптическую связь с визирными марками на «нижнем» приборе прицеливания. Ниже представлена электронная репродукция эксклюзивной фотографии ракетно-космического комплекса на стартовой площадке №1 при подготовке к пуску в составе : ракета 8К72 + ККС. Секции СВ стационарно монтировались на одной из 2-х наземных ферм обслуживания ракеты на стартовой площадке №1 в вертикальной плоскости, совпадающей с расположением ГВ на 2-й и 3-й ступенях ракеты.

Секции СВ были простым и продуманным техническим решением, они оказалось достаточно эффективным и многофункциональным ! Наличие СВ в составе ракетно-космического комплекса позволило изолироваться от влияния указанных выше внешних факторов, а также обеспечить защищенность визуальных приборов системы 8Ш19 при работе в условиях, характерных для широт дислокации полигона в/ч 11284 в Казахстане : туман, дождь, снег, запыленность атмосферы и интенсивная солнечная освещенность ...


* * *

Испытательные пуски 5-ти ракет 8К72 с беспилотными ККС с применением системы 8Ш19 были проведены с мая 1960-го по март 1961-го года Государственной комиссией под председательством Руднева Константина Николаевича (1911-1980) с целью отработки систем ракеты и, в первую очередь, систем жизнеобеспечения и возвращения ККС с орбиты.
Положительные результаты по 3-м из 5-ти пусков дали основание Госкомиссии доложить партийно-правительственному руководству страны о готовности ракетно-космического комплекса, всех систем и агрегатов стартовой площадки №1 к запуску ККС с человеком на борту. Решение по осуществлению такого запуска было принято 3 апреля 1961г. на заседании Президиума ЦК КПСС в Москве под руководством Генсека Хрущева Н.С., тогда же ККС и получил свое историческое название «Восток» ...
* * *
10 апреля 1961г. вечером на полигоне в/ч 11284 на заседании Государственной комиссии под председательством Руднева К.Н. старший лейтенант ВВС Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) был утвержден первым пилотом для полета на ККС «Восток», дублером Гагарина был утвержден капитан ВВС Герман Степанович Титов (1935-2000). На этом же заседании был принят временной График (циклограмма) одновиткового полета «Востока».

12 апреля 1961 года, в ходе напряженной и ответственной предпусковой подготовки гагаринского полета произошел случай, о котором до сих пор не было упоминаний в официальных и мемуарных изданиях. В тот день была выявлена значительная деформация стенок наклонной секции СВ, что делало невозможным прицеливание ГВ на 2-й ступени ракеты. Для устранения этого дефекта требовались : демонтаж наклонной секции с фермы обслуживания, которая была уже подведена к ракете, рихтовка этой секции повторный монтаж секции и необходимые проверки. Непредвиденно сложившаяся ситуация вела к задержке и срыву запланированного срока гагаринского пуска. Устранение дефекта секции СВ без проведения ее демонтажа предложил и вызвался осуществить сборщик оптик-механик завода «Арсенал» Филиппов В.П. В составе бригады специалистов завода он принимал участие в проверке и подготовке приборов системы 8Ш19 для выполнения штатных операций по прицеливанию гагаринской ракеты. Предложенный план действий был одобрен Королевым С.П. ...

Филиппов В.П., благодаря своей природной конституции и знанию устройства СВ, в сложных и небезопасных условиях, одетый в ватник, спускаясь по тросу сверху вниз внутри наклонной секции СВ отрихтовал ее своими плечами, спиной, деревянным молотком и «пятой точкой» за короткое время. Это позволило сохранить утвержденный план-график подготовки ракетно-космического комплекса, осуществить прицеливание ракеты и обеспечить своевременный запуск «Востока» с первым посланцем планеты Земля в орбитальный полет.

Запуск комплекса был произведен своевременно 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут в соответствии с графиком, азимутальное направление пуска для гировертикантов на 2-й и 3-й ступенях ракеты было задано через секции СВ с использованием приборов системы прицеливания 8Ш19 по штатной схеме – по способу, предложенному Парняковым С.П. !

Подготовкой и проведением этого пуска руководили Королев С.П., его многолетний заместитель по испытаниям Воскресенский Л.А. и начальник 1-го испытательного управления полигона инженер-полковник Кириллов А.С.

После 108-ми минут одновиткового орбитального полета Гагарина Ю.А. об этом историческом событии в центральных СМИ в сообщении ТАСС, в частности, сообщалось :

« 12 апреля 1961г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин СССР летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961г. в 10 час. 55 мин. московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза … ».

Из сообщения ТАСС следует, что космический первопроходец Гагарин был удостоен майорского звания накануне своего героического полета на космическую орбиту вечной Славы ! В этом сообщении были завуалированы фактическая схема возвращения с орбиты пилота-космонавта и место его приземления !

Спустя 35 лет график гагаринского полета был описан в юбилейном издании последователями Королева С.П. [ 2 ], там же было названо и место фактического приземления Гагарина на берегу Волги. По случаю 50-й годовщины этого полета в 2011-м году в газете «Комсомольская правда» была представлена графическая схема гагаринского полета с пояснениями.

Полет Гагарина прошел не без технических проблем : в полете не работала система регенерации воздуха, выключение тормозной двигательной установки ККС при сходе с орбиты произошло на 4 секунды ранее запрограммированного, вследствие чего космонавт приземлился не в заданном в районе, а там, где его не ожидали. при снижении ККС «Восток» его закрутило вокруг оси со скоростью 30 угл. град./сек. При спуске космонавта на парашюте произошел перехлест парашютных строп ... На высоте 7 км Гагарин был катапультирован в кресле из спускаемого аппарата ККС. На высоте 4 км он покинул катапультное кресло и с использованием индивидуальной парашютной благополучно приземлился на мягкое пахотное поле на берегу Волги у села Смеловка Терновского р-на Саратовской обл., недалеко от расположения воинской части ПВО. Задолго до прибытия поисково-спасателей и спецслужбистов к месту приземления Гагарин оказался в теплом окружении большой группы военнослужащих этой части, первых встретивших его землян и был сфотографирован с ними. Об этих обстоятельствах приземления Гагарина после полета и истории сохранения той памятной эксклюзивной фотографии и было поведано на страницах Комсомольской правды» в 2011-м году !


* * *

Вскоре после гагаринского полета С.П. Королев инициировал подготовку соответствующих документов в Международную авиационную федерацию (ФАИ) для регистрации космических рекордов по результатам этого полета. По условиям регистрации должны были быть указаны географическое расположение места старта космонавта и район его приземления. Местом старта было решено назвать одноименный населенный пункт, который в казахском произношении назывался Байконыр и был расположен в 300-х км от стартовой площадки №1 по трассе полета. В районе этого пункта находились медные рудники и во времена сталинских репрессий располагался небезызвестный лагерь репрессированных офицеров и политических заключенных под названием Джезказлаг. При таких обстоятельствах ракетный испытательный полигон в/ч 11284 был рассекречен под названием космодром Байконур, а за стартовой площадкой №1 закрепилось обиходное историческое название Гагаринский старт ...

18 июля 1961г. ФАИ зарегистрировала первые три космических рекорда по результатам полета Гагарина : продолжительность и высота полета, масса поднятого в космос груза. В год трагической гибели Ю.А. Гагарина (1968) ФАИ приняла решение – считать 12 апреля Всемирным Днем авиации и космонавтики ...


* * *

В 1995-м году в доверительной семейной обстановке в гостях у ветеранов ОКБ-1 автору этих страниц была поведана следующая эксклюзивная информация. Вскоре после успешного завершения полета «Востока» Королеву С.П. были представлены Списки для правительственных награждений в двух частях : №1 – со знаковыми авторитетными именами для представления к званию Герой Социалистического Труда и №2 – для представления к иным награждениям. По свидетельству источника информации, Королев С.П., памятуя о трудовом подвиге Филиппова В.П. на стартовой площадке №1 в ответственной и напряженной обстановке в экстремальных условиях, лично перенес фамилию Филиппова В.П. из списка №2 в список №1, а фамилию Парнякова С.П. – из списка №1 в список №2 !

Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.06.1961г. высококвали-фицированный сборщик оптик-механик киевского завода «Арсенал» Филиппов В.П. был удостоен этого высокого звания в числе титулованных руководителей министерств различных отраслей и Головных организаций-разработчиков гагаринского ракетно-космического комплекса, в их числе : член-корреспондент АН СССР, доктор технических наук Королев С.П. (повторно), Тихонравов М.К. – доктор технических наук, руководитель отдела по разработке ККС, признанный идеолог «пакетной схемы» компоновки первых двух ступеней, примененной в конструкциях ракет Р-7 (8К71) и «Восток» (8К72), а также упомянутые выше Глушко В.П., Кузнецов В.И., Пилюгин Н.А. (все повторно), Бармин В.П., Руднев К.Н., Воскресенский Л.А., Кириллов А.С. и другие известные заслуженные имена Главных конструкторов организаций-соисполнителей по разработке комплекса плюс еще 10 высококвалифицированных разработчиков ОКБ-1 ...

Тем же Указом Главный конструктор приборов системы прицеливания 8Ш19 для ракеты-носителя «Восток» (8К72) Парняков С.П. был награжден орденом Ленина ...

P.S. В 1967-м году Парнякову С.П. была присвоена ученая степень доктора технических наук (он станет автором 176-ти изобретений), в 1969-м он был удостоен звания Герой Социалистического Труда, а в 1970-м Государственной премии СССР за создание нового отраслевого направления специального приборостроения в области оборонной техники. Парняков С.П. в 1970-м году был награжден золотой медалью им. С.П. Королева АН СССР, а в 1981-м медалью им. М.К. Янгеля, он станет кавалером 6-ти орденов [ 3, 6, 7, 8 ]...

К середине 1960-х годов Парняков С.П. был уже уверенно востребован и имел большой «портфель заказов» как Главный конструктор систем прицеливания для боевых баллистических ракетных комплексов различных видов базирования и для космических ракет-носителей различного класса, которые разрабатывались триадой талантливых советских конструкторов-ракетчиков Королевым С.П. (1907-1966), Янгелем М.К. (1911-1971), Челомеем В.Н. (1914-1984), а также : Макеевым В.П. (1924-1985), Надирадзе А.Д. (1914-1987), Тюриным П.А. (1917-2000), Непобедимым С.П. (1921-2014). Учитывая государственную важность этих заказов в октябре 1966-го года КБ-7 было расширено и реорганизовано с СКБ-1 ...


БИБЛИОГРАФИЯ

1. «КОСМОНАВТИКА» (ЭНЦИКЛОПЕДИЯ). Главный редактор академик АН СССР В.П. Глушко. г. Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1985г. – 528 страниц.
2. «Ракетно-космическая корпорация Энергия имени С.П. Королева». Юбилейное документально-хроникальное иллюстрированное издание. Главный редактор член-корреспондент АН СССР Ю.П. Семенов. МЕНОНСОВПОЛИГРАФ, 1996г. – 671 страница.
3. «КОСМОНАВТИКА И РАКЕТОСТРОЕНИЕ» (БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ). г. Москва, «Столичная энциклопедия», 2006г. – 896 страниц.
4. Ю.С. Устинов. «НАРКОМ - МИНИСТР - МАРШАЛ». г. Москва, издательство «Патриот», 2002г. – 463 стр.
5. В.В. Порошков. «Ракетно-космический подвиг Байконура». г. Москва, издательство «Патриот», 2007г. – 295 страниц.
6. О.С. Власенко. «КНИГА ПАМЯТИ 1945-1990». г. Киев, издательство «МИИВЦ», 2000г. – 382 стр.
7. В.Г. Опанасенко, Д.Я. Пырлик. г. Киев, «Аэрокосмический вестник» центра «Спейс-Информ», www.space.com.ua 1-31 января 2013 года, стр. 38-42.
8. Митрахов М.О. «ВИДАТНІ ДІЯЧІ РАКЕТНО-КОСМИЧНОЇ УКРАЇНИ». Київ, «Спейс-Інформ», 2015р. – 172 стор.
9. Михаил Первов. «РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РВСН». г. Москва, ОАО «Типография «Новости», 1999г. – 224 стр.
10. В.А. Кудряшов. «КОСМОДРОМ БАЙКОНУР ХРОНИКА ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ. БАЙКОНУРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ». г. Санкт-Петербург, 2015г.



.

 
 
 
  Последние новости 11.12.2018: Китай хочет в апреле запустить возвращаемый спутник нового поколения
06.12.2018: Юрію Сергійовичу Алексєєву - 70!





© Space-Inform,  Kiev, 2001  
 

При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна