Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
  Аналитика
   
 
Проект "Циклон-4": Сквозь сельву — в космос

    Вадим ФЕЛЬДМАН
    "Газета 2000"
    №10, 6 - 12 марта 2009 г.


    Среди направлений международного сотрудничества, предусмотренных четвертой Общегосударственной космической программой Украины (2008—2012 гг.), важное место отведено большому комплексному проекту, реализуемому нашей страной совместно с Бразилией.

    В штате Мараньян этой республики, на территории, прилегающей к побережью Атлантического океана, среди сельвы — южноамериканских влажных тропических лесов-джунглей, чуть южнее экватора расположен космодром Алкантара. С ним связаны амбициозные планы: с помощью украинских ракет «Циклон-4» намечено не только выводить на околоземные орбиты украинские и бразильские спутники различного назначения в интересах реализации национальных космических программ обеих стран, но и выйти с конкурентоспособными предложениями на мировой рынок пусковых услуг, оказываемых заказчикам на коммерческой основе.
    Начало проекту положил заключенный в октябре 2003-го договор между Украиной и Бразилией о долгосрочном сотрудничестве в этой сфере. Каково же сегодня положение дел на созданном двумя государствами — бинациональном — предприятии «Алкантара Циклон спейс»? С какими проблемами оно сталкивается? Об этом корреспондент «2000» беседовал с первым заместителем генерального директора Национального космического агентства Украины Валерием Комаровым и начальником департамента космических комплексов НКАУ Сергеем Засухой.

    Почему затянулась «увертюра»?

    — Хотелось бы, Валерий Георгиевич, вспомнить о завершающем этапе подготовки к подписанию украинско-бразильского договора о сотрудничестве в космической сфере. Тогда, в конце августа 2003-го, в ходе интервью с группой ведущих специалистов ракетно-космической отрасли Украины, вернувшихся из Бразилии, вы сказали, что первый старт украинского «Циклона-4» с Алкантары намечен на декабрь 2006-го (см.: «Украина— Бразилия: шаг за шагом в космос», «2000», №37 (187), 12—18.09.03). Через четыре года генеральный директор предприятия «Алкантара Циклон спейс» с украинской стороны Александр Сердюк назвал иную дату: конец 2009 — середина 2010 г. («В космос с Алкантары — на украинской ракете», «2000», №37 (381), 14—20.09.07). А теперь, когда на календаре февраль 2009-го, — говорят, что первый испытательный пуск ожидается ближе к концу 2010-го... В чем причина столь «долгоиграющей увертюры» к практической реализации проекта?
    В. К.: Украинско-бразильский договор, о котором идет речь, после подписания в октябре 2003 г. полномочными представителями двух государств был ратифицирован Верховной Радой в 2004-м. А вот аналогичные ратификационные процедуры в Бразилии изрядно затянулись, причем вовсе не потому, что наши партнеры не заинтересованы в таком сотрудничестве: в стране в результате выборов сменилась власть — как президент, так и состав парламента. Соответственно произошли перемены и в руководстве ряда федеральных ведомств, в том числе министерства обороны (в его ведении находится пусковой центр Алкантара), науки и технологий, а также самого Бразильского космического агентства.
    Вот и пришлось нам многое проделывать, как говорится, по второму кругу: знакомить новых глав министерств и ведомств с содержанием проекта, с нашим потенциалом в этой сфере и перспективами сотрудничества, вновь согласовывать положения устава бинационального предприятия... А особенности бразильского законодательства таковы, что кроме парламентской ратификации упомянутого межгосударственного договора потребовалось еще и утверждение устава «Алкантара Циклон спейс» как президентом, так и парламентом страны. И только в 2007-м все эти многозвенные процедуры были завершены.
    Но этим проблемы не ограничились. Ведь еще предстояло определить на большой (620 кв. км) территории Алкантары тот конкретный участок, где будут сооружаться объекты для космического ракетного комплекса «Циклон-4»...

    В беседу вступает Сергей Засуха (С. З.).
    С. З.: Вначале бразильская сторона предложила выделить для этой цели площадку CLA, где уже есть дороги и линии связи вкупе с прочими элементами инфраструктуры. Однако через некоторое время пересмотрела свое решение, сочтя более целесообразным отвести другой участок — на еще не освоенной части территории Алкантары, покрытой сельвой.
    Но оказалось, что как раз там, где намечалось расчистить заросли, чтобы приступить к сооружению объектов комплекса, находятся два небольших поселка — Мамуна и Киломболас. Их жители, как и испокон веков, ведут натуральное хозяйство: ловят рыбу в здешних реках, выжигают то один, то другой участок леса под выращивание маниоки... Обе общины возражали против строительства космического комплекса на близлежащих землях. В конце концов верховный федеральный суд Бразилии признал незыблемым право местного коренного населения продолжать хозяйствовать в исконной зоне своего обитания. Это означало, что сооружать там объекты космического назначения нельзя. И бразильская сторона вновь вернулась к прежнему варианту размещения участка для «Циклона-4» — той самой площадке CLA.
    В. К.: Жаль только, что из-за всего этого мы при выборе площадки потеряли еще целый год... Но теперь уже принято окончательное решение; оно было официально зафиксировано в нашем присутствии на заседании совета директоров бинационального предприятия, состоявшемся в ноябре 2008-го в столице страны — городе Бразилиа.

    Ракета: от чертежей — к металлу

    — Чем космический носитель «Циклон-4» будет отличаться от своих предшественников из семейства «Циклонов»?
    В. К.: Хотя новый космический ракетный комплекс «Циклон-4» базируется на основных технических принципах, использованных ранее в таких высоконадежных носителях, как двухступенчатый «Циклон-2» и трехступенчатый «Циклон-3», в нем немало конструктивных и технологических новшеств. В частности, разработана новая третья ступень ракеты — с увеличенным запасом компонентов топлива для ее маршевого жидкостного ракетного двигателя. Создана новая высокоточная система управления ракетой-носителем. Разработан новый головной обтекатель — с увеличенной зоной размещаемого под ним полезного груза.
    Компоненты топлива для двигателей ракет «Циклон-4» те же, что и у «Циклона-2» и «Циклона-3»: горючее — несимметричный диметилгидразин (гептил), а окислитель — азотный тетроксид (амил). Но несмотря на то, что эти химические вещества вообще-то не относятся к экологически чистым, создаваемую в Украине ракету «Циклон-4» можно с полным правом считать экологически чистой. Минимизировать экологические риски поможет новая система заправки компонентами топлива: они будут поступать в баки ракеты не сбоку, как было в прежних модификациях «Циклона», а с нижнего ее торца. К достоинствам такой схемы заправки добавится усовершенствованная система нейтрализации и обезвреживания паров ракетного топлива.

    Материализация «нематериальных активов»

    — Что для приближения к цели совместного проекта делают бразильцы, а что — украинская сторона?
    В. К.: В соответствии с распределением обязанностей в бинациональном предприятии Бразилия взяла на себя общую инфраструктуру пускового центра Алкантара, в том числе дороги и другие коммуникации, водоснабжение, энергообеспечение, а также модернизацию имеющихся там аэродрома и морского порта на побережье Атлантики. На долю Украины отводятся проектирование и создание ракеты, серийное производство таких космических носителей. Помимо этого, наши специалисты создадут наземные технический и стартовый комплексы, предназначенные для подготовки и запуска ракет-носителей с космическими аппаратами.
    С. З.: Кроме двух днепропетровских предприятий — Государственного конструкторского бюро «Южное» (разработчик «Циклона-4») и Производственного объединения «Южный машиностроительный завод» (изготовитель ракет), — в работах по этому проекту задействованы харьковские ОАО «Хартрон» и НИИ радиотехнических измерений, которые делают системы управления, киевское ЦКБ «Арсенал» (система прицеливания) и еще несколько организаций космической отрасли, а также ряд машиностроительных заводов.
    В. К.: Поскольку создание новой ракеты — многогранная и сложная задача, в нашей стране работы по «Циклону-4» начались гораздо раньше, чем было официально оформлено создание украинско-бразильского предприятия, и ведутся уже несколько лет.
    С. З.: В качестве вклада Украины будут учитываться не только сами ракеты (после их воплощения в металле), но и так называемые «нематериальные активы» — проектно-конструкторские работы, испытания различных систем и т. д. Первым траншем — взносом нашей страны в бинациональное предприятие — станут такие активы на сумму, эквивалентную 15,5млн. долл. США.А оценивать весомость доли нашего труда в совместном проекте поручат аудиторской фирме, выбранной на тендерной основе.
    В течение 2009—2010 гг. продолжатся конструкторские, технологические и другие работы по воплощению замыслов проектировщиков. Сейчас в ГКБ «Южное» вступил в завершающую стадию выпуск конструкторской документации. И в ГКБ, и в ПО «Южмаш» производится полномасштабная отработка технических решений. Создаются опытные конструкции, с тем чтобы убедиться в правильности принятых решений. Вслед за автономными испытаниями отдельных устройств, узлов, агрегатов и систем будут проведены комплексные испытания ракеты.
    В. К.: Наша отрасль стремится к тому, чтобы в IV квартале 2010-го были готовы к летно-конструкторским испытаниям первого образца нового носителя как сама ракета, так и техническая и стартовая позиции на Алкантаре.

    Когда «финансы поют романсы»...

    — Как обстоят сейчас дела с госбюджетным финансированием украинской ракетно-космической отрасли? Ведь от этого непосредственно зависит решение таких актуальных задач, как реализация совместного проекта с Бразилией.
    В. К.: В проекте Госбюджета на 2009-й, подготовленном правительством в IV квартале минувшего года, строкой «Мероприятия по развитию космической деятельности и производству космической техники» предусматривалось выделить 250 млн. грн. Когда же бюджет в канун Нового года был принят ВР, то по упомянутой позиции вместо этого осталось лишь... 25млн. грн. — в 10 раз меньше. Причем в этот раздел входит финансирование работ не только по «Циклону4», но и по другой космической технике, в том числе по украинскому спутнику «Сич-2», создание которого должно быть завершено в 2009-м.
    Поэтому руководство НКАУ ныне активно предпринимает (и в Кабмине, и в парламенте) усилия, преследующие цель исправить эту критическую ситуацию, которая ставит под угрозу реализацию многих очень важных проектов, и добиться, чтобы уже при ближайшем рассмотрении предложений по изменениям Госбюджета2009 в КМ и в ВР ассигнования на создание и производство космической техники были увеличены.



.

 
 
 
  Последние новости 16.11.2018: С мыса Канаверал запущен катарский телекоммуникационный спутник
16.11.2018: ОАЭ сформируют отряд для ежегодной отправки космонавтов на орбиту
12.11.2018: Состоялся первый коммерческий пуск РН Electron
12.11.2018: Китай к 2025 году запустит еще девять метеоспутников "Фэнъюнь"
08.11.2018: Китай впервые представил макет базового модуля перспективной космической станции





© Space-Inform,  Kiev, 2001  
 

При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна