Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"

В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас

Памятные даты в истории авиации космонавтики: 30 августа - 5 сентября
    30 августа 1918 г. – Родился организатор ракетно-космической отрасли, дважды Герой Социалистического Труда С.А.Афанасьев. 2 марта 1965 г. назначен первым в мире “космическим" министром”, которым оставался до 1982 г. Министр добился сосредоточения в одной отрасли основных НИИ и КБ, создающих ракетно-космическую технику. Огромна роль Афанасьева в создании долговременных орбитальных станций. С 1983 по 1987 гг. возглавлял Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, с 1988 г. работал консультантом в Министерстве обороны СССР. Он был главным научным консультантом РКК “Энергия” им. С.П.Королёва.
    30 августа 1955 г. - Постановление Совета Министров СССР о разработке первой баллистической ракеты для подводной лодки Р-11ФМ на базе армейской баллистической ракеты дальнего действия Р-11.
    30 августа 1963 г. - Постановлением Совета Министров СССР в Архангельской области образован научно-исследовательский испытательный полигон Министерства обороны СССР - Плесецк (в 1957 г. в этом районе было создано первое ракетное соединение, оснащённое межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А); с 11 ноября 1994 года Плесецк - Первый Государственный испытательный космодром Министерства обороны РФ.
    30 августа 1974 г. – Постановление о разработке проекта командной ракетной системы “Периметр” (15А11).
    31 августа 1898 г. – В Киеве открылся политехнический институт, в котором учились и работали известные конструктора авиационной и космической техники И.И.Сикорский, С.П.Королёв, К.А.Калинин, А.М.Люлька, А.С.Кудашев.
    31 августа 1924 г. - Родился учёный и конструктор КА, Генеральный конструктор НПО им. С.А. Лавочкина (1986-1995) В.М.Ковтуненко. С 1953 по 1977 гг. работал в КБ “Южное”, в 1971-1977 гг. возглавлял одно из важнейших его подразделений - конструкторское бюро по разработке ракетно-космических комплексов и систем военного, научного и народнохозяйственного назначения. Активный участник разработки программ “Космос” и “Интеркосмос”. Под его в 1975 г. был успешно реализован совместный советско-индийский проект запуска индийского спутника дистанционного зондирования Земли “Ариабхата”. Ним разработаны проекты космических экспедиций к планете Венера, Марс.
    31 августа 1945 г. – Родился лётчик-истребитель, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Герой республики Куба, Герой ВНР, Герой Труда СРВ, Герой СРР Л.И.Попов. В 1968 г. окончил Черниговское ВВАУЛ. В 1970 г. принят в отряд космонавтов. Совершил 3 космических полёта (1980, 1981, 1982).
    31 августа 1947 г. – Первый полёт сельскохозяйственного самолёта СХА – прототипа многоцелевого самолёта Ан-2, выпускавшегося серийно около 40 лет, П.Н.Володин.
    31 августа 1953 г. – Родился лётчик-космонавт, Герой России П.В.Виноградов. В 1977-1983 гг. работал старшим инженером в МАИ, в 1983-1992 гг. - в НПО “Энергия”. С 1985 г. принимал участие в подготовке бортинженеров по программе “Буран”. В 1992 г. зачислен в отряд космонавтов. 5 августа 1997 - 19 февраля 1998 г. совершил космический полёт на орбитальной станции “Мир”. 5 раз выходил в открытый космос. С 1999 г. является вице-президентом Федерации космонавтики РФ.
    31 августа 1957 г. - С ракетного полигона Капустин Яр по программе биологических исследований осуществлен пуск геофизической ракеты “В-2”. Среди прочих объектов на борту находились собаки Дамка и Белка. Максимальная высота подъема ракеты составила 212 км. В течение 6 минут на борту наблюдалось состояние невесомости. Получены физиологические данные.
    31 августа 1959 г. – с ракетного полигона Капустин Яр осуществлен пуск ракеты Р-12/SS-4/“Sandal”, 1-й в мире пуск ракеты из шахтной пусковой установки. Пуск закончился аварией на 58 секунде полёта из-за повреждения одного из аэродинамических стабилизаторов, изделие упало в 100 км от старта.
    31 августа 1977 г. – Первый полёт реактивного транспортного самолёта укороченного взлёта и посадки Ан-72 с ТРДД Д-36, экипаж В.И.Терского.
    31 августа 1995 г. – С космодрома Плесецк ракетой-носителем “Циклон-3” выведен на орбиту первый спутник независимой Украины “Сич-1” и чилийский субспутник “Fasat-Alfa”.
    1 сентября 1875 г. - Родился американский писатель-фантаст Э.Р.Берроуз, получивший известность не только серией романов о Тарзане, но и циклом “марсианских” романов и других научно-фантастических произведений.
    1 сентября 1925 г. - Утверждены первые отечественные “Нормы прочности самолёта” (в 1926 г. опубликованы в трудах ЦАГИ под названием “Нормы прочности самолётов при статических испытаниях”).
    1 сентября 1939 г. - В СССР начались полигонные испытания ракетной системы залпового огня МУ-2 (БМ-13-16 “Катюша”) с реактивными снарядами РС-132.
    1 сентября 1941 г. - В Германии близ города Аугсбург состоялся первый испытательный полёт самолёта Мессершмитт Me-163A с ракетным двигателем конструкции А.Липпиша. Самый удачный в истории ракетный самолёт, единственный, запущенный в массовое производство (было изготовлено более 400 шт.)
    1 сентября 1957 г. – Первый пуск первой советской межконтинентальной крылатой ракеты “Буря” ОКБ С.А.Лавочкина. Полёт закончился разрушением ракеты на трассе полёта.
    1 сентября 1959 г. - ВВС США объявили о принятии в эксплуатацию и передали Стратегическому командованию на Базе ВВС США Ванденберг первую МБР “Атлас-Д”.
    1 сентября 1979 г. – Американская межпланетная станция “Пионер-11” впервые в истории провела исследование планеты Сатурн с пролётной траектории.
    1 сентября 1994 г. - В Москве в Институте медико-биологических проблем начат 135-суточный эксперимент HUBES по автономной жизнедеятельности трех российских исследователей на борту полномасштабной модели станции “Мир”.
    1 сентября 2000 г. - Близ города Сатерленд (ЮАР) началось строительство Южноафриканского Большого телескопа “SALT”. Он должен стать самым большим телескопом на африканском континенте и одним из самых больших оптических телескопов в мире.
    2 сентября 1905 г. - Родилась польский астроном В.Ивановска. Открыла различие в химическом составе звёзд, принадлежащих к разным звёздным объединениям.
    2 сентября 1906 г. - Родился конструктор авиационного вооружения С.А.Ярцев. С 1927 г. в КБ приборостроения, где прошёл путь от инженера до главного конструктора по направлению. Совместно с А.А.Волковым создал в 1940 г. авиационную пушку калибра 23 мм со скорострельностью 600 выстрелов в минуту, названную “ВЯ” (аббревиатура от Волков и Ярцев).
    2 сентября 1908 г. – Родился конструктор ракетной техники, дважды Герой Социалистического Труда В.П.Глушко. По окончании в 1929 г. Ленинградского университета начал работать в Газодинамической лаборатории. В 1941 г. возглавил конструкторское бюро по разработке жидкостных ракетных двигателей. Разработанные им двигатели устанавливались на РН “Восток”, “Восход”, “Союз”. В 1974 г. возглавил коллектив, созданный С.П.Королёвым. Под его руководством разрабатывалась многоразового ракетно-космического комплекса “Энергия” – “Буран”.
    2 сентября 1912 г. - Родился специалист по прочностным испытаниям РКТ, начальник отделения центра прочности ЦНИИМАШ А.В.Кармишин.
    2 сентября 1920 г. – Впервые в России совершена перевозка пассажиров на самолёте, А.В.Панкратьев на самолёте “Илья Муромец” по маршруту Сарапул – Екатеринбург.
    2 сентября 1922 г. – Родился заслуженный лётчик-испытатель, первый лётчик- испытатель ОКБ О.К.Антонова В.А.Калинин.
    2 сентября 1944 г. - Родился первый астронавт Швейцарии Н.Клод. Совершил 4 космических полета в 1992, 1993, 1996 и 1999 годах.
    2 сентября 1951 г. – Создана Государственная лётная академия Украины в Кировограде (она была как военное училище, свой теперешний статус имеет с 10.06.93 г.).
    2 сентября 1971 г. – Запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией “Луна-18”, которая совершит мягкую посадку на лунную поверхность в районе Моря Изобилия с целью исследования Луны и космического пространства, испытания конструкций и бортовых систем, отработки методов автономной окололунной навигации и обеспечения необходимой точности посадки на Луну.
    2 сентября 1975 г. - Принята в опытную эксплуатацию БРПЛ с пассивным самонаведением на подводные корабли (мировой приоритет). Главный конструктор - В.П.Макеев, ЖРД - А.М.Исаев, СУ - Н.А.Семихатов.
    2 сентября 1991 г. - Начало коммерческой эксплуатации первого серийного гражданского Ан-124-100 “Руслан” (производства ОАО “Авиастар”) авиакомпанией “Волга-Днепр”.
    2 сентября 1993 г. - Между Россией и США подписано соглашение об объединении программ пилотируемых космических полётов. Начало совместных работ по проектированию и строительству международной космической станции.
    2 сентября 2001 г. – В Одессе открылся памятник знаменитому пионеру авиации. лётчику С.Уточкину.
    3 сентября 1930 г. - Начало первых полётов вертолёта ЦАГИ 1-ЭА. Это был первый отечественный вертолёт.
    3 сентября 1955 г. – Первое в мире катапультирование, совершённое с самолёта, двигающегося по взлётно-посадочной полосе, Дж.С.Файфилд (Великобритания) катапультировался из кабины самолёта Глостер “Метеор 7”.
    3 сентября 1968 г. – Принято на вооружение ракетный управляемый комплекс “Дракон”.
    3 сентября 1976 г. - В Лондоне представители 12 стран подписали Конвенцию об учреждении международной организации спутниковой связи INMARSAT.
    3 сентября 1976 г. - Посадочный отсек американской межпланетной станции “Викинг-2” совершил мягкую посадку на поверхность Марса и передал на Землю научные данные и фотографии поверхности планеты.
    3 сентября 1984 г. – Первый взлёт опытного самолёта Т10-25 (Су-27К) с трамплина на комплексе “Нитка”, Н.Ф.Садовников.
    3 сентября 1995 г. – Запуск КК “Союз ТМ-22”, Ю.П.Гидзенко, С.В.Авдеев, Т.Райтер (ЕКА).
    3 сентября 1999 г. - МБР “Тополь-М”, запущенная с 1-го Государственного испытательного космодрома Плесецк, поразила цель на полигоне Кура на Камчатке. Это был восьмой по счёту пуск МБР “Тополь-М”. Старт ракеты был произведён для накопления статистических данных о тактико-технических характеристиках, работе всех систем МБР в полёте и точности выполнения заданных программ.
    4 сентября 1914 г. - Приказом верховного главнокомандующего русской армии положено начало первому в России подразделению истребительной авиации.
    4 сентября 1948 г. – Первый полёт реактивного истребителя Як-30, С.Н.Анохин.
    4 сентября 2000 г. - Специалисты японского космического агентства провели в Испытательном центре Какуда 50-секундное огневое испытание криогенного ракетного двигателя LE-5B, предназначенного для использования на второй ступени ракеты-носителя “Н-2А”. Испытание прошло успешно.
    4 сентября 2000 г. - Открытие телескопа “Yepun” в Чили, который строился 15 лет и наконец-то присоединился к трем другим телескопам “Antu” (введён в строй в мае 1998 г.), “Kueyen” (введён в строй в марте 1999 г.) и “Melipan” (введён в строй в январе 2000 г.), которые составляют Очень Большой Телескоп Южноевропейской обсерватории. Все четыре телескопа имеют зеркала по 8,2 м в диаметре, общая площадь зеркал 210 кв. м.
    5 сентября 1929 г. – Родился военный лётчик, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда НРБ, Герой Труда СРВ, Герой МНР, почётный член Международной академии астронавтики, генерал-майор авиации А.Г.Николаев. В 1960 г. зачислен в отряд космонавтов. Совершил 2 полёта в космос (1962, 1970). Первый из них был первым в мире групповым полётом. Проходил подготовку к полётам на Луну. С 1974 г. был 1 зам. начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. Награждён Золотой медалью им. К.Э.Циолковского АН СССР, медалями “Космос”, де Лаво и им. Ю.А.Гагарина (FAI), лауреат премий им. Даниэля и Флоренс Гуггенхеймов. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. Автор книг “Я - "Сокол”, “Встретимся на орбите”, “Космос - дорога без конца” и др.
    5 сентября 1931 г. – В Запорожье в составе 18-ой авиабригады Украинского военного округа сформированы авиационные мастерские – сейчас Конотопский авиаремонтный завод “Авиакон”.
    5 сентября 1933 г. – Гибель двух Главнокомандующих ВВС Красной Армии – А.С.Сергеева и П.И.Баранова в авиационной катастрофе.
    5 сентября 1934 г. – Создан профсоюз авиационных работников (председатель ЦК П.А.Дурницын).
    5 сентября 1934 г. - Родился ведущий конструктор блока “А” - 1-я ступень РН “Н-1”SL-15 (спасаемый вариант) и блока “Д”, ветеран РКК “Энергия” А.И.Скородид
    5 сентября 1935 г. - В НИИ ВВС закончились войсковые испытания самолёта АНТ-4 с ракетными ускорителями, которые проходили с 20 августа 1936 г. Ускорители сокращали разбег на 50-70%.

.