Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
  Все новости
   
 
"Летающие космодромы "Ан"
    На Международном авиакосмическом салоне «Авиасвит-XXI» на экспозиции АНТК им. О. Антонова был представлены проекты создания «летающих космодромов», сообщает пресс-служба АНТК.
    С конца 80-х годов практически все аэрокосмические корпорации мира интенсивно ведут исследования по созданию многоразовых транспортных космических систем.
    Началом деятельности АНТК им. О.К.Антонова в области "летающих космодромов" является 1982 год, когда это предприятие совместно с НПО "Молния" участвовало в разработке многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС) тяжелого класса на базе самолета Ан-225. Работы по системе МАКС велись с начала создания самолета Ан-225 взлетной массой 600 т, имеющего "на спине" специальные узлы для крепления грузов массой до 250 т на внешней подвеске.
    Предполагалось, что в пилотируемом варианте МАКС позволит выводить до 8 тонн полезной нагрузки и двух космонавтов, возвращать с орбиты до 3 тонн, включая замену экипажей, спасение и др., а в транспортном варианте МАКС-Т — до 18 тонн полезной нагрузки. Наработки и технологии, достигнутые при разработке орбитального корабля "Буран", позволяли уменьшить сроки и стоимость создания системы. Однако финансовые возможности стран-участниц не позволили выполнить полномасштабное развертывание системы.
    В 1990 году фирма Бритиш Аэроспейс (ВАе, Великобритания) совместно с АНТК им. О.К.Антонова провели совместные проектные исследования авиационно-космической системы (АКС) "Ан-225 - Интерим Хотол". По мнению фирмы ВАе, подобные АКС по сравнению с существующими системами типа "Спейс Шаттл" (США) или разрабатываемыми системами типа "Гермес" (Франция), "Зенгер" (Германия), Норе (Япония) и др. имеют следующие преимущества:
    - воздушный запуск с дозвукового транспортного самолета проходит на большой высоте и скорости полета, что дает определенный выигрыш в массе полезной нагрузки ВКС (20--25%), а ожидаемая удельная стоимость выведения грузов в космос будет в ~2 раза ниже, чем в случае использования вертикально стартующих РН;
    - нет географической "привязки" точки пуска и в зависимости от типа необходимой орбиты для космического аппарата (полярная или экваториальная) и требований безопасности использования системы, ВКС может быть запущен вдали от густонаселенных районов (например, в нейтральных водах ближайшего океана, в пустыне, тайге и т.д.);
    - не требуется громоздкая космодромная инфраструктура, а базирование обеспечивается на имеющихся крупных аэродромах и бортовой стартовый комплекс выполняется компактным и максимально автоматизированным;
    - нет необходимости разрабатывать сложную и дорогостоящую многорежимную двигательную установку для ракеты-носителя;
    - модернизация существующих самолетов в самолеты-носители минимальна, а самолет Ан-225 продемонстрировал все необходимые для самолета-носителя (СН) ВКС летные и массогабаритные характеристики;
    - самолет Ан-225 может также использоваться и как транспортное средство, например, для транспортировки ВКС на стартовую позицию вблизи экватора, откуда возможен высокоэффективный запуск спутников на геостационарную орбиту или транспортировку цельных элементов систем типа "Энергия-Буран", имеющих 60 м в длину, 8 -10 м в диаметре и свыше 100 т массы.
    Материалы, разработанные совместно фирмами ВАе., АНТК им. О.К.Антонова и НПО "Молния", были представлены на обсуждение в Европейское космическое агентство.
    В 1994 году ГКБ "Южное" совместно с АНТК им. О.К.Антонова провели предварительные проработки проекта АКРК среднего класса "Свитязь", на базе самолета-носителя Ан-225 и блоков трехступенчатой ракеты-носителя "Зенит". Он позволяет выводить до 8 - 9 т полезной нагрузки на низкие орбиты.
    Работы по созданию АКРК легкого класса были начаты АНТК им. О.К.Антонова еще в 1987 году в рамках проекта "Спейс Клиппер" совместно с КБ "Южное", ГНПО "Хартрон". Комплекс создавался на базе ракеты, снимаемой с вооружения, и самолета-носителя ан-124 взлетным весом 392 т и способного 120 т полезного груза доставить на расстояние 4 500 км.
    Продолжением этой работы в 1996 году стала разработка проекта АКРК легкого класса "Ориль". Он предназначен для выведения спутников массой около 1000 кг на различные орбиты высотой до 1000 км, во всем диапазоне наклонений орбит. Пуски предполагалось осуществлять воздушным десантированием ракеты-носителя, со специального устройства, установленного в фюзеляже.
    С 2002 года АНТК им. O.K.Антонова совместно с Российской авиакосмической корпорацией, включающей предприятия авиационно-космической отрасли, ведет разработку авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт».
    Основными разработчиками комплекса являются:
    - АНТК им. O.K. Антонова — разработка авиационного сегмента, включая самолет-носитель и средства его подготовки и обслуживания на аэродромах;
    - ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» — разработка ракетного, космического сегментов и командного пунктов, включая ракету-носитель, космический разгонный блок и наземный комплекс подготовки к пуску и управления полетом;
    - ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» — разработка второй ступени и производство ракеты-носителя «Полет»;
    - СНТК им. Н.Д. Кузнецова — модификация двигателя НК-43 в маршевый двигатель первой ступени ракеты-носителя «Полет»;
    - НПО «Автоматика» — разработка системы управления ракеты-носителя «Полет»;
    - КБТМ — разработка наземного и бортового комплекса подготовки и проведения пуска ракеты-носителя;
    а также другие организации ракетно-космической отрасли.
    В состав комплекса АРК КН «Воздушный старт» входят:
    - самолет-носитель Ан-124-100ВС, являющийся воздушной стартовой платформой;
    - двухступенчатая ракета-носитель «Полет»;
    - космический разгонный блок;
    - наземные комплексы подготовки к пуску;
    - комплекс автоматизированных систем управления подготовкой, пуском и полетом.
    Самолет-носитель Ан-124-100ВС создается на базе серийного тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан» и предназначен для установки на его борту ракеты космического назначения, оборудования и систем ракетного сегмента. Он обеспечивает пилотажно-навигационный выход в зону пуска РКП и ее десантирование в полете. Самолет-носитель дополнительно оснащен оборудованием, необходимым для транспортировки и запуска РКН; авиационно-пусковой установкой, проверочно-пусковой аппаратурой систем РКН, аппаратурой подготовки и контроля космического аппарата, командно-измерительным комплексом, аппаратурой средств траекторного измерения и рабочими местами операторов. Основные летно-технические характеристики АРК КН «Воздушный старт»:
    - максимальная взлетная масса Ан-124-100ВС 392 т
    - стартовая масса РКН «Полет» 100 т
    - бортовое стартовое оборудование 20 т
    - максимальное удаление зоны пуска от аэродрома 4000 км
    - скорость полета в момент разделения 650 км/ч
    - высота полета в момент разделения 9000-10000 м
    Масса выводимой полезной нагрузки на орбиты ОИСЗ:
    - при Н = 200 км, i - 90° 3000 кг
    - при Н = 200 км, i - 51° 3400 кг
    - при Н = 200 км, i - 0° 4000 кг
    Имеющийся научно-технический задел по тяжелым транспортным самолетам и ракетам-носителям показывает, что Украина имеет все потенциальные возможности (в содружестве с другими государствами или с привлечением небольших инвестиций) создания авиационно-космических систем от легкого класса до среднего. Это позволит ей сохранить научный и технический потенциал авиационно-космической отрасли и лидирующее положение на рынке космических услуг.



.

 
 
 
  Последние новости 17.04.2019: В Днепре под эгидой МАА прошла XXI Международная молодежная научно-практическая конференция «Человек и Космос»





© Space-Inform,  Kiev, 2001  
 

При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна