Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
  Главные темы
   
 
Представляем: “Українські соколи”

Никифор ЛИСИЦА


Уже во многих городах, а точнее - в Киеве, Виннице, Симферополе, Севастополе, Кременчуге, Василькове и Миргороде видели выступление пилотажной группы Военно-Воздушных Сил Вооружённых Сил Украины под названием “Украинские соколы”. Её уже знают в Англии, Чехии, Словакии, Румынии… Но, к сожалению, ещё не во всей Украине, а, тем более, не во всём мире знают эту пилотажную группу. Поэтому есть необходимость рассказать о ней подробнее.
Идея создания этой группы возникла ещё в 1992 году, когда состоялись демонстрационные полёты, своеобразное турне, украинских экипажей на двух самолётах-истребителях МиГ-29 в городах США и Канады. Там сольные выступления наших лётчиков принимали на “ура”. Но наши пилотажники, среди которых был и полковник Виктор Россошанский, увидели выступления пилотажных групп ВВС США “Грозовые птицы” на самолётах F-16 и ВМС США “Голубые ангелы” на самолётах F-18. Однако от идеи до создания пилотажной группы в ВВС Украины прошло немало времени. Потом стал вопрос о месте её дислокации: Миргород или Кировское. И только в конце 1995 было принято принципиальное решение о том, что пилотажную группу необходимо создать в Кировском, на базе лётно-испытательного комплекса Государственного авиационного научно-испытательного центра Вооруженных Сил Украины.
У 1996 году пилотажная группа приступила к первым тренировкам на учебных самолётах Л-39, но очень скоро стало понятно, что гораздо эффектным будет выступление на боевых самолётах. Были выбраны МиГ-29. От этого момента можно отсчитывать период становления “Украинских соколов”. А он был непростым и тернистым. Летом 1966 года в процессе отработки одной из наиболее сложных групповых пилотажных фигур “бочки” произошло соприкосновение в воздухе самолётов полковников Павла Королёва и Сергея Дудкина, в результате у одной машины было повреждено крыло, а у второй – киль. И только мастерство и выдержка лётчиков позволила приземлить оба самолёта. Огромное горе постигло группу в конце марта 1998 года. Во время очередной тренировки очень резко ухудшилась погода, для Крыма это характерно, и во время приземления потерпел авиакатастрофу самолёт, пилотируемый полковником Сергеем Дудкиным. В результате этого погиб лётчик – солист группы. Но несмотря на эти несчастья “Украинские соколы” становились на крыло и успешно выступали, как в Украине, так и за рубежом.
С момента создания группы и до сегодня её лидером, её ведущим есть полковник Виктор Россошанский. Он родился в 1951 году. Лётному делу обучался в Ейском высшем военном авиационном училище лётчиков, которое окончил в 1971 году. А Ленинградский институт приборостроения окончил в 1984 году. По должности – заместитель начальника Государственного авиационного научно-испытательного центра Вооруженных Сил Украины – начальник лётной службы.
Вначале состав “Украинских соколов” был лишь из лётчиков-испытателей ГАНИЦа. Кроме ведущего в неё входили полковники Владимир Топонарь, Сергей Дудкин, подполковник Едуард Сотников. Позже в шестёрку вошли полковники Сергей Ковалёв и Пётр Королёв. А, спустя время, начали набирать пилотажников из лётных полков, которые вооружены самолётами МиГ-29 и, в результате, уже создана пилотажная эскадрилья. На сегодня в группе летают полковники Виктор Россошанский, Владимир Топонарь, Сергей Ковалёв, подполковники Едуард Сотников, Михаил Лампик, Игорь Овчинников
.
Уникальность группы состоит в том, что она выступает на боевых самолётах, а таких в мире всего четыре. Две, названых выше, у США, одна – “Русские витязи” в России и “Украинские соколы”. Другие пилотажные группы, которые есть в нескольких странах, выступают на учебно-боевых самолётах. “Соколы” исполняют элементы высшего пилотажа, которые кроме них никто не исполняет. Например, “колокол” парой. Это два самолёта, крыло к крылу, производят почти вертикальный набор высоты с потерей скорости почти до ноля, замирают, потом переворачиваются носами вниз и выполняют почти вертикальное пикирование. Причём, действуют абсолютно синхронно.
Кроме этого, в их репертуар во время показательных выступлений входят много фигур высшего и сложного пилотажа. Причем исполняют их при различном построении группы: “треугольник”, “ёлка”, “лямба”, “ромб”. Наиболее сложной фигурой для группового пилотажа есть “бочка”. Очень сложнымы есть элементы перевёрнутого полёта, особенно парой. Сложность заключается в том, что лётчик управляет машиной находясь вниз головой, а органы управления двигает в обратном порядке, что требует от лётчика перестройки восприятия и отличной координации движений.
С каждым годом программа выступления группы понемногу изменяется – добавляются новые, более зрелищные элементы. Хотя вводить их очень сложно. Для этого нужны частые тренировки, а их организовать при нехватке авиационного топлива очень сложно. Поэтому “Украинские соколы” нуждаются, как и все творческие коллективы, в спонсорской, меценатской поддержке. Они ждут приглашений на выступления в небе над разными городами Украины, а также - разных стран мира. А пока “Соколы” чаще всего кружатся над Феодосией – городом-“гнездом”, в котором они живут.



.

 
 
 
  Последние новости 17.04.2019: В Днепре под эгидой МАА прошла XXI Международная молодежная научно-практическая конференция «Человек и Космос»





© Space-Inform,  Kiev, 2001  
 

При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна