Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
 
   
 
Будущее украинского космоса в «оранжевом свете»


    И.Афанасьев,
    Российский журнал «Новости космонавтики»
    №11 за 2005г.

    Президент Украины В.Ющенко в одном из выступлений отметил: «Для поддержания удачного сочетания экономических и социальных приоритетов современной экономики необходима четкая логика действий и долговременные ориентиры, которыми могут быть высокие технологии. Именно они способны стать локомотивом нашей экономики, быстро создать высокооплачиваемые рабочие места, обеспечить высокие социальные стандарты. Нам есть, что предложить миру в аэрокосмических, коммуникационных, энергетических сферах. Я поставил перед правительством задачу - дать толчок инновациям, создать максимальный инвестиционный комфорт для всех отраслей».
    Внимание высшего руководства страны к космосу неслучайно. С каждым годом увеличивается число активных участников космического клуба. Амбициозные программы выдвигают Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Бразилия, Малайзия, Аргентина. Космическое агентство образовано в Нигерии, все шире развертывает программу освоения космоса Египет...
    Новое руководство Украины планирует закрепиться на рынке пусковых услуг*, а также заложить стратегические перспективы с высокой коммерческой отдачей.
    Украинские представители проводят активный зондаж настроений в ЕКА и ЕADS, чтобы привлечь к сотрудничеству европейские компании. В контексте этих усилий ГКБ «Южное» открыло свое постоянное представительство в Брюсселе. В этом году Станислав Конюхов, генеральный директор и генеральный конструктор компании, встретился с генеральным директором ЕКА Жан-Жаком Дордэном (Jean-Jacqes Dordain), директором по перспективным и стратегическим программам СNЕS Стефаном Янишевски (Stephane Janichewski) и руководителем ЕADS Space Transportation Эрве Гийу (Herve Guillou).
    Как представляется, ГКБ «Южное» стремится повысить уровень кооперации с Западной Европой. В настоящее время фирма работает здесь лишь по одной-единственной программе создания малой РН Vega, которая на 65% финансируется Италией («Южное» - субподрядчик Fiat Avio). На основе камеры сгорания двигателя РД-869 собственной разработки ГКБ создает ЖРД УС143.9000.С для четвертой ступени AVUM этой ракеты. Тяга двигателя - 250 кгс; топливо подается пневмонасосами, в то время как исходный ЖРД имел турбонасосную систему подачи. Первый полет «Веги» намечен на 2007 г.
    Новинка находится в ведении рабочей группы ЕКА, которая занимается деятельностью в области создания будущих носителей FLPP (Future Launch Program Proposals). Разработка ведется одновременно с российско-французской программой «Урал».
    «Россия может решать одну группу задач, в то время как мы могли бы взяться за другие. Речь идет не о соревновании, а о сотрудничестве», - поясняет свою позицию Станислав Конюхов.
    В то же время расширяются связи Украины с США. Эдуард Кузнецов, заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины (НКАУ), сообщил: «Мы побывали и в Госдепартаменте США, где состоялись переговоры с руководителями структур, занимающихся проблемами нераспространения ракетного и других видов оружия массового поражения, контролем торговли оружием, космическими и другими передовыми технологиями. Обсуждалась необходимость продления межправительственного украинско-американского соглашения о мерах по контролю ракетных технологий (включая те, что используются в программе «Морской старт»), срок действия которого истекает осенью 2005 г. Американская сторона пообещала в ближайшее время подготовить и прислать ноту по этому вопросу. Говорили мы и об организации в Украине станции для приема спутниковых снимков высокого разрешения.
    Еще одной важной темой, поднятой нами в Госдепе, был обмен мнениями о возможности участия США (в т.ч. финансового) в поддержке работ по обеспечению безопасного хранения в Украине (на заводах в Павлограде) твердого топлива, оставшегося от снятых с вооружения и ликвидированных боевых ракет».
    Полезным для партнеров оказалось и посещение таких известных компаний США, как Lockheed Martin и Orbital Sciences. Во время встречи с руководителями этих корпораций речь шла о перспективе их участия в создании украинского КА связи, а также в совместном украинско-бразильском космическом проекте «Циклон-4 - Алкантара».
    «Во время пребывания в США мы посетили Министерство обороны и Агентство по противоракетной обороне, - сообщил также Э.Кузнецов, - и обсудили некоторые проблемы, порожденные насущной необходимостью уменьшения ракетных угроз в мире».
    В 2006 г. ГКБ «Южное» предполагает запустить первую РН «Зенит-М» (двухступенчатый вариант «Зенит-2М» и трехступенчатый - «Зенит-ЗМ») с космодрома Байконур. Программа «Наземный старт» (Land Launch) будет проводиться компанией «Международные космические услуги» (МКУ), образованной украинскими и российскими фирмами при поддержке Sea Launch Company.
    Предполагается выполнять три-четыре запуска в год с выходом на окупаемость через 5-6 лет. По грузоподъемности (3.5 т на ГПО) этот носитель конкурирует с «Союзом 5Т», который предполагается запускать с Куру. Тем не менее Arianspace и Sea Launch имеют соглашение о взаимопомощи по использованию ракет для взаимной подстраховки в экстренных случаях.
    В свете приближающегося окончания эксплуатации РН «Циклон-3» есть планы запусков модернизированного варианта «Циклона-2» с Байконура. ГКБ «Южное» совместно с ОКБ имени В.П.Макеева (Миасс), КБТМ и предприятием «Вымпел» (Москва) разрабатывает коммерческий вариант «Циклон-2К» на основе исходной двухступенчатой ракеты с новым ГО и третьей ступенью АДУ-600 (первый полет намечен на 2006 г.).
    На 2005 г. предусмотрено три пуска РН «Днепр»: уже состоялся старт с японскими КА, осенью предполагается полет с 14 микроспутниками (среди них EgyptSat-1 разработки ГКБ «Южное») и в декабре - с белорусским спутником «БелКА». Еще три запуска состоятся в 2006 г. Кроме того, планируется проведение коммерческих пусков «Днепра» из Домбаровского (н/п Ясный), откуда 22 декабря 2004 г. стартовала баллистическая ракета Р-36М2 «Воевода».
    Кроме того, рассматриваются варианты создания национального телекоммуникационного спутника «Лыбидь» (запуск -в 2007 г.). ГКБ «Южное» также хотело бы принять участие в создании общеевропейской спутниковой системы навигации Galilleo.
    Наконец, в области пилотируемых полетов ГКБ «Южное» работает по проекту «Зенит» - «Клипер» совместно с российской РКК «Энергия». «Мы находимся на этапе интеграции корабля с РН, - говорит Станислав Конюхов, - однако еще не знаем, кто будет финансировать работы. Россия, Украина и Казахстан могли бы каждый внести свою долю».
    Помимо этого, разработан проект новых РН семейства «Маяк», которое должно прийти на смену «Циклонам» и «Зенитам». Имеются наработки по созданию авиационно-космических систем на базе самолетов-носителей разработки украинского АНТК имени О.К.Антонова Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» - «Свитязь» и «Ориль».
    Несомненно, у украинской космической промышленности есть и проблемы, которые, по мнению Станислава Конюхова, можно разделить на две группы.
    Первая - нехватка финансирования. Для решения этого круга задач необходимо перевести статьи обеспечения космической деятельности в разряд «бюджетно-за-щищенных», выделив их «отдельной строкой», предоставить государственные гарантии инвесторам и кредиторам, а также увеличить, по крайней мере, в два раза заработную плату* * (для урегулирования кадровых вопросов).
    Вторая - низкий приоритет отрасли. В связи с этим целесообразно разработать долгосрочную стратегию космической деятельности Украины, базируясь «на стратегическом выборе - европейской и евроатлантической интеграции», усилить внешнеполитическую поддержку отрасли и возложить ответственность за ее развитие на одного из министров.
    Однако считается, что основная проблема украинской ракетно-космической отрасли - не техническое или кадровое состояние отдельных предприятий, а отсутствие в ее составе ряда ключевых производств. В частности, Украина выпускает спутники, но в крайне малом темпе - по одному в несколько лет. Другой важный, но отсутствующий в стране элемент - разработка стартовых комплексов и мощных двигательных установок.
    Как дальше будет развиваться украинский космос? Представляется, что создание полноценной, самодостаточной космической отрасли (путь, выбранный Китаем и Индией) для Украины пока не реально. Нет ресурсов для реализации такой стратегии: украинский бюджет дефицитен, а надо еще выполнять социальные обещания «оранжевой революции»***. И главное - такой путь самостоятельного развития противоречит нынешнему стратегическому выбору Украины, ориентированному на Запад. Причем основной вопрос здесь не в том, что хочет получить Украина от сотрудничества с США и Западной Европой, а что она может им дать.
    Между тем Соединенные Штаты самодостаточны и формируют до 75% мирового
    В рамках инициативы президента США Дж.Буша по исследованиям Луны и Марса, предусматривающей международное сотрудничество, ГКБ «Южное» предлагает использовать двигательную установку (ДУ) «Блок Е», созданную е период 1965-1972 гг. для советского лунного посадочного космического бюджета. Непреложный принцип работы ЕКА: свое участие в совместных программах финансирует сам участник. В этих условиях Украина может выступать как надежный и выгодный космический партнер прежде всего для России.
    Дело осложняется тем, что из госбюджета реально выделяется «на космос» лишь 10 млн. $, в пять раз меньше той суммы, что предусмотрена в Законе Украины о космической программе. Из этих средств финансируется создание системы наблюдения Земли из космоса «Січ», наземная инфраструктура, создание системы геоинформационного обеспечения и научно-исследовательские работы.
    Таким образом, интерес Украины в космической деятельности сосредоточен на возможности продажи своих услуг и технологий на международном рынке, а также выполнении тех программ, без которых немыслимо устойчивое развитие страны (в т.ч. космический мониторинг). Еще один приоритет - осуществление собственных и международных научных проектов.
    И в этом смысле - радостно это или печально, но Россия оказывается к Украине гораздо ближе, чем Европа или Америка.

    * в 2004 г. было запущено семь украинских РН: три «Зенита-3SL» с плавучего комплекса Sea Launch, по одному «Зениту-2», «Циклону-2» и «Днепру» с космодрома Байконур и один «Циклон-3» с космодрома Плесецк. С учетом того, что во всем мире в 2004 г. было проведено 55 пусков, доля Украины составила 12.7%. Надо отметить, что РН «Циклон-2» и «Днепр» были произведены, когда Украина была республикой в составе СССР.
    ** По словам С.Конюхова, средняя зарплата в ГКБ «Южное» составляет 200 $.
    *** Результат такого подхода - отмена в марте 2005 г. всех налоговых льгот, ранее предусмотренных для отдельных предприятий, отраслей, свободных экономических зон, территорий приоритетного развития и технопарков.



.

 
 
 
  Последние новости 11.12.2018: Китай хочет в апреле запустить возвращаемый спутник нового поколения
06.12.2018: Юрію Сергійовичу Алексєєву - 70!





© Space-Inform,  Kiev, 2001  
 

При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна